Добрый день, уважаемые коллеги.
Вот уже несколько лет в стенах наших школ звучит аббревиатура «ОРКСЭ» и в программе школьного образования выделен специальный час на непосредственное воспитание и духовное развитие учащихся. В соответствии с добровольным выбором родителей в Тюмеревской СОШ для изучения был выбран модуль «Основы православной культуры» и еще с экспериментального периода я преподаю этот предмет в нашей школе.
Курс основ православной культуры, на который отведены важные школьные часы, очень небольшой – всего 34 часа. Это значит, что роль каждого слова, выбранного метода введения информации очень велика. Безусловно, главным для результативности преподавания православной культуры является личность учителя и качество преподавания этого предмета. Личность преподавателя, его нравственные качества и позиция имеют ключевое значение для успешного восприятия учениками данного предмета. Однако также очень важно, чтобы учитель предмета «Основы православной культуры» был хорошо подготовлен по объему знаний и умел грамотно с точки зрения педагогики преподнести их своим ученикам. Т. е. для квалифицированного выполнения своих обязанностей он должен владеть рядом профессиональных качеств.
Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной деятельности. Мы живем в очень быстро изменяющемся обществе. И для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом и расширять собственные творческие знания, быть готовым к постоянному профессиональному росту. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать уровень компетентности.
И в рамках сегодняшней встречи я бы хотела, основываясь на своем опыте, рассмотреть одну из эффективных и доступных форм повышения профессионализма и квалификации преподавателя основ православной культуры – это участие в конкурсах профессионального мастерства, семинарах, открытых уроках, выступление с докладами на конференциях и форумах педагогов; и т.д.
Конкурсы способствуют выявлению и распространению передового педагогического опыта; расширению диапазона профессионального общения педагогов.
«Коллективный разум» на семинарах, конференциях, конкурсах помогает сэкономить время на поиск информации, позволяет быстрее найти новые подходы к передаче знаний и вдохновляют к рождению оригинальных идей. В конечном счете уровень компетентности педагога растет, совершенствуется качество преподавания основ православной культуры, духовно-нравственного воспитания учащихся
Также хочу отметить, что на профессиональное развитие оказывают положительное влияние не только конкурсы профессионального мастерства для учителей, но и конкурсы с участием детей. Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Само включение в конкурсы способствует ещё большему развитию активности учителя в профессии, а ученика в учёбе.
Отдельно также хочу выделить еще одно значимое преимущество участия в конкурсах профессионального мастерства для учителя православной культуры, которое заключается в следующем. Практически все конкурсы проводятся в сотрудничестве с духовенством. И они становится не только местом для обмена опытом, но и площадкой для диалога педагогического сообщества и Русской Православной Церкви по ключевым вопросам современного образования, где можно получить ответы на те вопросы, на которые пока у самих учителей ответов нет.
Образовательные чтения, конференции, круглые столы, методические семинары– это прекрасная возможность тесного, а главное – продуктивного общения с коллегами и священнослужителями. Например, среди них ежегодные Рождественские образовательные чтения, педагогический конкурс «Серафимовский учитель», конкурс проектных работ «Благое дело», различные районные методические семинары и конференции. Такие встречи дают возможность обсудить актуальные проблемы, стоящие перед российским образованием и общественной жизнью, способствуют углубленному осмыслению современных явлений с православной точки зрения.
Православная культура, в отличие от многих других предметов, требует от ученика не просто усвоения определенной информации, но и личного усилия, чтобы эта информация проникла в сердце и нашла там свое место. И роль учителя в духовно-нравственном становлении личности школьника очень важна. От нашего мировоззрения, от уровня культуры и методического мастерства зависит, какие ценности мы передаём детям в учебно-воспитательном процессе и в повседневной жизни.
Поэтому в завершении своего выступления мне бы хотелось призвать коллег, несмотря на постоянный недостаток времени из-за обилия отчетности и роста нагрузки, стремиться развивать свои профессиональные качества, делиться своим опытом, вдохновляться опытом коллег и совершенствовать формы и методы своей работы в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, причем не только в рамках уроков основ православной культуры, но и в многоплановой внеурочной и внешкольной деятельности.