Тема: «ВОЛШЕБНАЯ СИЛА КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»
ЦЕЛЬ: Показать, как классическая музыка может благотворно воздействовать на человека.
ЗАДАЧИ:
· Провести опрос учащихся об их отношении к классической музыке.
· Изучить источники информации, используя ресурсы Интернета, фонды городских и школьных библиотек, личных собраний.
· Рассказать о разрушительной силе музыки.
· Познакомить учащихся с понятием «Музыкальная терапия».
· Рассказать о целебных свойствах музыки: МОЦАРТА, БАХА, БЕТХОВЕНА, ВИВАЛЬДИ, ГАЙДНА для людей разного возраста.
· На основе полученной знаний донести до учащихся информацию о том, как можно применить слушание классической музыки с пользой для своего здоровья и для улучшения качества учебного процесса.
1.Использование музыки в древности
Музыку использовали как средство гармонизации, как средство развития и формирования личности человека ещё в древности.
Ещё Пифагор и его последователи заметили, что музыка благотворно влияет на интеллект, и проводили занятия математикой под музыку. Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством развития гармонической личности. Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно влиять на формирование характера человека: музыка способна воздействовать на душу.
2. Влияние музыки на человека
На сегодняшний день наука доказала глубокое воздействие музыки на организм и психику человека. «Воздействие музыки на психику человека связано с совпадением или несовпадением ее ритма с внутренними ритмами человека Есть музыка, влияющая разрушительно на организм человека (рок-музыка, металл, некоторые классические произведения, рэп, поп).Резкие созвучия вызывают сжатие полей: они разрываются в лохмотья, вибрации становятся тяжелыми (низкочастотными), хаотичными».«Громкая, быстрая и диссонансная музыка, ослабляет организм».
3. Влияние музыки на окружающую среду
Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Может быть, она служит началом многих духовных язв, но вопрос о гармонии необычно сложен. Аритмичность есть разъединение, но грубый ритм есть отупение". Исследователи отмечают, что такая музыка разрушительно действует на живые организмы. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка – наоборот. И такое пагубное воздействие происходит на всё живое, если звучит такая агрессивная музыка как рок…
4. Влияние отдельных элементов музыки на человека:
«Музыка воздействует на организм человека не только посредством эмоций и переживаний, но и напрямую — с помощью электромагнитных колебаний. У каждого музыкального ряда есть своя частота, создающая особый биорезонансный эффект, причем воздействие музыки с помощью звуковых волн происходит даже без участия нашего сознания.»
«Звуки определенных частот входят в резонанс с вибрациями отдельных органов и систем нашего организма!
Звук — это энергия. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма и гармонии, звук может воздействовать на человека положительно или отрицательно. Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать резервы человека.
5. Музыка и младенцы.
Влияние
Слыша материнский голос, ребенок постепенно привыкает к нему. И когда малыш родится, тебе будет достаточно напеть лишь несколько строк знакомой колыбельной, чтобы беспокойный кроха затих и успокоился. Сегодня есть специально подобранная музыка для беременных.
Рекомендации
Прослушивание таких композиций укрепляет эмоциональный контакт мамы и ребенка, развивает интеллект малыша, делает его физически здоровее. Окружай себя приятными звуками природы: пение птиц, шелест листьев в лесу пойдут на пользу твоему организму».
6. Музыкальная терапия.
Композиторы
«Терапия Моцартом» применяется в США, Китае, Японии, Германии, России, Канаде, Великобритании и во многих других странах.
· Она действует как противоядие от отрицательных и депрессивных эмоций: уныния, пессимизма, горечи и ненависти
· Музыка Моцарта бодрит, радует, улучшает настроение
· Научно доказано, что музыка Моцарта помогает усвоению нового учебного материала, более быстрому овладению новыми знаниями, умениями и навыками, в частности, помогает в быстром овладении иностранными языками
· Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей
· Устраняет страхи, уменьшает тревожность
· Является средством профилактики депрессий, уныния, грусти и других безрадостных состояний
· Снимает стресс, повышает устойчивость к стрессам
· Обладает общеукрепляющим действием
· Музыка Моцарта в комплексе с другими педагогическими и психологическими средствами помогает избавиться от заикания
· Творения Моцарта формируют у ребёнка оптимистическое мироощущение
· Музыка Моцарта восстанавливает физические силы, снимает умственное напряжение, переутомление
Учёные провели эксперимент, в ходе которого исследовали память пожилых людей после многократного прослушивания сочинения Вивальди «Времена года». Оказалось, что подопытные решали тесты на память значительно лучше своих сверстников из контрольной группы. По мнению ученых, музыка Вивальди повышает активность участков мозга, отвечающих за память. Таким образом, к описанному ранее «эффекту Моцарта» (доказано, что у часто слушающих великого композитора детей быстрее развивается интеллект), можно добавить «эффект Вивальди».
Классическая музыка Гайдна отличается ясностью и прозрачностью, она повышает память, концентрацию и пространственное восприятие.
Творения Бетховена проникнуты такой психологической глубиной, такой чувственностью и лиризмом, что именно этот композитор стал фаворитом многих почитателей классики. Пережив в жизни страшную трагедию, глухоту (а для композитора она страшна вдвойне), он создал настоящие шедевры, неподвластные времени творения. Возможно, поэтому в его музыке наряду с трагизмом столько оптимизма и красоты, в которых столь нуждается организм больного человека.
Медленная музыка в стиле барокко композитора Баха даёт ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создаёт духовную среду, которая идеально подходит для учёбы и творчества.
Фонотека здоровья.
Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: правильно подобранные мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом.
Так, например, романтическая музыка Шуберта, Шумана, Шопена, Листа помогает снять стресс, сконцентрироваться. Эту музыку лучше всего использовать, чтобы активизировать симпатию, страсть и любовь.
Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную среду, которая идеально подходит для учебы и творчества.
Классическая музыка (Гайдн, Моцарт) отличается ясностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, помять и пространственное восприятие.
7. Релаксация – как слушать музыку.
В последнее время очень часто стали применять для лечения релаксационную музыку, которую можно слушать не только в оздоровительных центрах, но и дома.
У вас плохое настроение? Вам хочется прогнать тоску-печаль? Но вы не знаете, как этого добиться? Оказывается, если вам грустно, не следует сразу же включать самую мажорную из всех мелодий, которые у вас есть. Наоборот, сначала подберите ту, что максимально соответствует вашему настроению — что-то предельно полно выражающее чувства, подобные вашим. Сядьте поудобнее, расслабьтесь и прослушайте мелодию до конца, затем выберите что-то чуть более оптимистичное. Так, постепенно меняя настроение музыки, вы измените и свое настроение. Выбирайте произведения, приятные вам и любимые вами, тогда успех будет гарантирован.
Напоследок скажу, что многие люди хотят иметь хорошую память, преодолеть банальную лень, повысить внимательность и концентрацию. Так вот один из рецептов - музыка. Слушайте классику, джаз. Постоянно. Не надо специально усаживаться в кресло и воображать лубочные пейзажи, как иногда советуют учителя в школах, рождая тем самым стойкое отвращение к классике, а просто сделайте классику и джаз звуковым фоном Вашего бытия. Результат придет! Через месяц, два, три, но обязательно придет.
Используемая литература
1. «КоМок» Изд. И.2004 г. №39, ст. «Концерт для почки с оркестром».
2. «Восточно-Сибирский путь» Изд. И.2005 г.№20,ст. «Исцелите себя музыкой».