Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, – один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно характерна она для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности.
Вряд ли кто-то станет оспаривать эти утверждения. Но на практике мы обычно недооцениваем значимость детских исследований и часто сами, как правило, из «добрых побуждений», пресекаем исследовательскую активность детей. Например, возмущаемся тем, что в результате исследовательской работы разобрана «до последнего винтика» дорогая игрушка, пострадали бытовые приборы, книги или мебель, а в итоге исследования «дна лужи» возле дома – промочены ноги, а сам «исследователь» простужен.
Многие из нас считают все это баловством и искренне не понимают, что будущий исследователь рождается не в тридцать лет, обучаясь в аспирантуре, а гораздо раньше того времени, когда мы впервые поведем его в детский сад.
Любой человек любознателен. Всякий ребёнок рождается исследователем. Любознательность, стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно добывать новые сведения о мире - это главные черты детского поведения. Ребёнок постоянно познаёт, исследует окружающий мир.
Исследовать окружающий мир, научиться самостоятельно добывать знания, причём в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений - вот главные задачи исследовательской работы. Эти знания, как правило, прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путём выучивания. Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска.
Основные этапы исследовательской работы:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
4. Выработка гипотезы.
5. Выявление и систематизация подходов к решению.
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Все исследовательские работы и проекты детей выполнялись по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов доминировал, какой-то несколько сворачивался.
Тема исследования. Все темы можно объединить в три группы:
Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях.
Экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений , фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.
Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. Задачи исследования уточняют цель. Если цель указывает общее направление, то задачи основные шаги. Задач не должно быть много, 3-5: провести анализ, выявить, определить, установить и т.д.
Для решения проблемы потребуется гипотеза – предположение о том, как проблема может быть решена. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.
Методы исследования могут быть такие: подумать самостоятельно, прочитать книги о том, что исследуете, познакомиться с теле- и кинофильмами, найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в Интернет, спросить у других людей, понаблюдать, провести эксперимент,
Следующий этап работы – это обобщение информации. Полученную информацию надо проанализировать и обобщить. Это очень сложная задача, выделить главные идеи и второстепенные, дать определения понятиям. Однако в процессе обобщения результатов исследования хорошо развиваются мышление и творческие способности ребёнка.
Сообщение по результатам исследования. Этап защиты итогов выполненной работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита- венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
Интересные исследовательские работы были выполнены учащимися моего класса. Козлов Максим, исследуя живую природу, выполнил работы «Кто поедает крапиву?», «Попугай Гоша», «Муравьи – друзья или враги?». Аксанов Максим интересуется физикой. С помощью своих родителей он исследовал статическое электричество, проделал интересные опыты по исследованию свойств воздуха, капиллярного свойства воды, диффузии. Защищая свои работы «Электричество глазами первоклассника», «Капиллярное свойство воды», «Воздух-невидимка», «Диффузия вокруг нас» в республиканском конкурсе «Я – исследователь», не раз занимал призовые места.
Я думаю, что занятие исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов способствует развитию аналитических способностей. Исследование - это один из самых результативных путей обучения творчеству.