Ознакомление учащихся с Заповедями Блаженств

Ознакомление учащихся с Заповедями Блаженств

 (СЛАЙД 1) Добрый день, уважаемые коллеги. Я работаю учителем начальных классов в Тюмеревской средней школе Янтиковского района. Веду уроки Основ православной культуры в 4 классе. Новый предмет мне, как учителю, очень нравится. Для проведения уроков приходится много работать над самообразованием. Но радует, что у детей данный курс вызвал большой интерес. И  уроки веду с большим воодушевлением.

 Сегодня я бы хотела поделиться своим опытом преподавания ОПК на примере урока, посвященного Заповедям блаженств.

(СЛАЙД 2) Цель данного урока – Ознакомление учеников с христианскими представлениями о счастье, изложенными в заповедях блаженств

И для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Образовательная - познакомить детей со знаменитой Нагорной  проповедью, Заповедями Блаженства.

Воспитательная - организовать обсуждение таким образом, чтобы дети смогли осознать, что следование заповедям блаженств позволяет чувствовать себя счастливыми в любых жизненных  обстоятельствах

Развивающая – совершенствовать устную речь и умение мыслить самостоятельно.

Для более эффективной работы я использую компьютерную презентацию, и некоторые слайды из нее включены в мой доклад.

(СЛАЙД 3) Чтобы с первых минут урока включить школьников в активную учебную деятельность, тему урока я предлагаю определить ученикам самостоятельно, путём разгадывания ребуса , ключевым словом которого является «Заповедь».

Далее для систематизация знаний предлагаю вспомнить ученикам, что означает слово «заповедь» и какие заповеди они помнят с предыдущих уроков.

(СЛАЙД 4) Заповеди – это нравственные и духовные законы, данные Богом

Первые четыре говорят об отношениях человека к Богу. Остальные касаются отношений людей между собой.

- Почитай отца своего и мать твою

- Не убий

- Не кради

- Не прелюбодействуй

- Не лги

- Не завидуй

 

 

 

            (Слайд 5) Таким образом, подвожу детей к теме урока «Заповеди блаженств». Блаженство – это высшая степень счастья. И я задаю пробуждающие интерес к теме вопросы о том, что такое счастье, какого человека можно назвать счастливым, что нужно делать, чтобы наш ажизнь оказалась счастливой…

С детьми приходим к выводу, что это очень важные для человека вопросы, но на них очень трудно ответить. Каждый по-своему представляет счастье. Поэтому Христос дал своим ученикам наставления о том, как стать по-настоящему счастливым человеком.  (Слайд 6) И вместе с детьми знакомимся с этими наставлениями, обсуждаем их значение.

Первая из них – «Блаженны нищие духом». (Слайд Нищие духом – это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки.  Они ничем не хвалятся и не гордятся ни перед кем. Нищие духом сознательно ограничили свои желания и потребности. Они поняли, что:

- Лучше остаться с бедным, но любимым человеком, чем уйти к богатому без любви.

- Лучше отказаться от карьеры, если для нее надо предать своих друзей или свои убеждения.

- Лучше копить друзей, чем деньги.

- Лучше жить в мире со своей совестью, чем угождать приятелям.

Вторая из прозвучавших в Нагорной проповеди заповедей звучит так: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». (Слайд

Это не те, кто плачет из-за пустяков и всяких капризов. Те, кто сожалеет о своих грехах, плохих поступках и оплакивает их, старается их исправлять

Заповедь «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» - самая неочевидная. (Слайд Кроткие это люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, и смиренно не сердясь ни на кого терпят от людей. Эти люди не ссорятся. Таким людям Бог обещает Царство Небесное.

Заповедь «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», вам уже понятна. (Слайд  Милостивые люди, имеющие доброе сердце милосердные, сострадательные ко всем, готовы всегда помочь нуждающимся, чем только могут.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды». (Слайд )  Алчущие и жаждущие правды это люди, которые усердно желают правды как голодные (алчущие) хотят хлеба и жаждущие – воды просят у Бога, чтобы он очистил их от грехов и помог  жить им праведно.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими». (Слайд 21)Миротворцы –это люди, которые не любят никаких ссор, сами стараются жить мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом

«Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога». (Слайд Чистые сердцем – это люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, то есть хранят её от дурных мыслей и желаний.

Но нужно отметить, что детям очень сложно охватить и понять полноту и глубину заповеди блаженств. Сложность данной темы в том, что заповеди блаженств, изложенные в Евангелии, требуют пояснений и комментариев. Это должны быть яркие и запоминающиеся образы конкретных ситуаций, по поводу которых ученики могут высказать своё мнение. Задача учителя – подобрать яркие конкретные примеры, иллюстрирующие выполнение или нарушений  заповедей блаженств, чтобы объяснить детям, что скрывается за сложными для них понятиями.

У детей уроки вызывают наибольший интерес, когда я использую электронные пособия, различные видеоролики, яркие иллюстрации. Поэтому включила в план урока просмотр видеоролика с аудиозаписью, как Заповеди Блаженства звучат в храме на богослужении на церковнославянском языке.

(СЛАЙД 7) После закрепления пройденного материала, я традиционно завершаю урок рефлексией. Дети делятся своими впечатлениями об уроке по пунктам, которые представлены на слайде. Это помогает ученикам научиться выражать свои мысли, а учителю скорректировать ход последующих уроков с учетом потребностей учеников.

И в завершении своего выступления, хочу сказать, что перед сегодняшними учителями ставится задача сделать из детей не просто людей, обладающих хорошими знаниями, а воспитать в них высоконравственные черты личности. Введение в учебную программу курса ОРКСЭ играет очень важную роль в решении проблемы духовно-нравственного воспитания. Я считаю, что этот учебный курс нужно дальше развивать и продолжать преподавать.

( СЛАЙД 8) Спасибо за внимание!