Интервью и.о. министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Г.Черновой газете "Советская Чувашия"

Перемены будут. Революций не ожидается

Банты и букеты, торжественные речи и первые школьные звонки – сегодня взял старт новый учебный год. Что нового нас ждет? Накануне 1 сентября «Классный час» спросил об этом у руководителя Минобразования республики Галины Черновой.
– Сразу скажу – для родителей, учеников ничего революционного не ожидается. Но у руководителей школ есть новые, важные задачи, которые надо решить в этом году. А именно – к 1 января 2011 года директора должны определиться, в каком статусе будет работать их школа: как автономное, казенное или бюджетное учреждение.
Замечу, выбор может быть не у всех. Мы собираемся выйти в правительство с предложением о том, чтобы перевести все коррекционные школы и школы-интернаты в разряд казенных учреждений. Школы эти особые, здесь нужен больший контроль. Все остальные учебные заведения думать и решать будут сами вместе со своим учредителем. По предварительным данным, большинство школ планирует перейти в бюджетные учреждения.
В связи с изменением статуса школ в СМИ периодически появляются слухи об отмене бесплатного среднего образования, о сокращении уроков в школах. Еще раз подчеркну – ни о введении платы за школьное обучение, ни об отмене тех или иных уроков речи не идет, количество учебных предметов не изменится. Точно так же не должно повлиять на сокращение учебных часов и введение новых образовательных стандартов.
– Но ведь эти стандарты появятся только в следующем году?
– Да, официально внедрение новых стандартов начнется с 1 сентября следующего года. А за этот год мы должны обучить учителей, прежде всего начального звена.
Учиться надо многому: составлению образовательных программ и моделей внеурочной деятельности, созданию и внедрению новых инструментов оценки достижения результатов.
Акцент при этом будет сделан на компетенции ученика, на его умении получать и применять знания в дальнейшей жизни. Соответственно другими должны быть и подход к обучению, и учебные программы, и задания. А не так, как сейчас, – выучи это правило, запомни даты, вызубри наизусть стихотворение… В этом плане новые образовательные стандарты, я считаю, дают больше свободы учителю. Бояться их не надо – но поработать придется.
– Правда ли, что педагогам предстоит обязательная аттестация – хочешь не хочешь, а экзамен на чин сдавать придется…
– С 1 января 2011 года будет введен новый порядок аттестации, и она действительно станет обязательной для всех учителей. В том числе для тех, кто не имеет квалификационной категории. Если педагог не хочет аттестоваться на высшую или первую квалификационную категорию (вторую категорию, самую массовую, убрали совсем), каждые 5 лет он будет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности. Иначе говоря, «отсидеться» в «троечниках» теперь никому не удастся. Исключение сделано только для новичков: от обязательной аттестации освобождены учителя, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет.
– Появятся ли у нас в этом году новые проекты?
– Они пойдут на уровне отдельных школ и муниципалитетов. Например, в урмарской школе № 1 и в Чебоксарах, в начальной школе № 1 и школе № 20 будет апробирован пилотный проект «Один ученик – один компьютер». В 12 чебоксарских школах начнется отработка проекта новой технологии школьного питания. В целом этой проблемой мы занимаемся давно. За последние три года в оборудование школьных столовых вложено 34 млн. рублей, 91 проц. учеников охвачено горячим питанием. Это уже хороший результат. Суть проекта: внедрить новые технологии школьного питания, привести их к общему стандарту (пока в каждой школе работают по-своему), и обеспечить абсолютно всех детей полноценным – и недорогим – горячим питанием, включая диетическое меню.
– В новом учебном году в школах завершится первый курс обучения светской этике и основам мировых религий. Когда можно будет говорить о первых результатах преподавания нового предмета?
– В конце прошлого учебного года представители федеральных образовательных структур уже провели у нас опрос родителей и учителей. С тем, чтобы узнать пожелания и замечания – чего не хватает в программе, надо ли что-то менять в учебниках. Но основные выводы будут сделаны, когда завершится курс, после первой четверти в пятом классе. С этого времени до весны, когда начнутся занятия в четвертом классе, предстоит все продумать и, если будет необходимость, внести изменения в учебные программы.
– Идет Год учителя. В республике он чем-то запомнится?
– В Год учителя уже прошло и еще пройдет множество мероприятий, направленных на укрепление авторитета педагога, его социального статуса. В эту работу активно включились представители бизнеса, депутаты, они учредили гранты лучшим учителям в Красночетайском, Ядринском, Канашском, Яльчикском районах. Ярким событием Года учителя стало открытие памятника Учителю на территории Батыревской школы № 1 по инициативе выпускника школы Дмитрия Толстова. В ряде районов возродились советы молодых педагогов. Но такую работу, конечно, нужно вести не один год. Ведь никакая кампанейщина, никакие разовые мероприятия не приведут к результату, если впоследствии такого рода работа не будет продолжена. Поэтому Год учителя – это повод для того, чтобы дать ускорение такой работе, повод для широкого обсуждения образовательных проблем, поиска их решений
– И последний, традиционный, вопрос – Ваши пожелания перед 1 сентября?
– Каждый новый школьный год – это новая жизнь. Ни в одной другой профессии такого счастья, наверное, нет – когда ты входишь в класс, и на тебя смотрят 25 пар детских глаз, умных, пытливых, задумчивых. Главное, что мне хотелось бы пожелать учителям, – получить от своей профессии максимум радости. Да, это непросто, но каждое преодоление, каждый успех ребенка – это радость учителя.

01.09.2010 | Екатерина Казнина