Проблема «Образование и здоровье» и применение здоровьесберегающих технологий на уроках

Проблема «Образование и здоровье» и применение здоровьесберегающих технологий на уроках

Проблема «Образование и здоровье» сегодня общегосударственная, самая актуальная, судьбоносная задача. Актуальность данной проблемы обусловлена резким ухудшением состояния здоровья детского и взрослого населения. Многие российские дети оказываются больными с момента рождения, а 80 % хронических заболеваний у детей развивается за период обучения в образовательных учреждениях. 50% школьников считаются с нарушенным здоровьем, 20-35% школьников имеют хроническую патологию, 27% болезней считаются биологически обусловленными, а 43% болезней являются следствием неразумного образа жизни. За время учебы у школьников 4-5 раз ухудшается здоровье.  Совершенно прав Алексей Кушнир, когда он пишет: «Десять лет гнуться через колено не могут пройти бесследно для здоровья детей. Детей калечат не только в духовном и интеллектуальном смысле, но и физически». Здоровое поколение - это здоровая страна, что складывается от здорового состояния каждого. Если из школы выпускается только 14% здоровых учащихся, можно ли рассчитывать на здоровое общество?

Сегодня мы говорим о наркомании, бродяжничестве, суициде - как результате неумения детей найти свое место в жизни, отсутствии понимания со стороны родителей, педагогов, сверстников. Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос оздоровления нации, о том, что современная школа стала «школой болезней». Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, физической и психической переносимости детьми непомерных перегрузок. Ведь ребенок реагирует на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе, которой доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди, понимающие свое предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению).  Именно здоровьесберегающая технология обучения ведет за собой сохранение и развитие телесного, психического, психологического и нравственного здоровья детей.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п         

      От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения надо проводить физкультминутки, , кроме того, определять и фиксировать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а также требует разработки концепции, теории, технологии и диагностических процедур оценки качества урока.

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается через  учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к  предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности.

И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, применяются некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечение комфортных условий её развития и реализации природных возможностей.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технология уровневой дифференциации обучения. Строится с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. 

Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.

     Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.

    Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.

        Структурными элементами уроков выступают:

* приветствие;

* опрос самочувствия;

* релаксация;

* оздоровительные упражнения;

* рефлексия;

* прощание.